Презентация всех трех выставок состоялась в Инновационном культурном центре в минувшую пятницу, 4 ноября.
Картины тепла и солнца
На нулевом этаже гостей ИКЦ встречает выставка V всероссийского пленэра-фестиваля «Арт-Чусовая». Порядка сотни картин, написанных в окрестностях Староуткинска минувшим летом художниками, съехавшимися со всей страны.
Среди официальных лиц, посетивших ИКЦ в день открытия выставок были: руководитель фракции «Единая Россия» в ЗакСо Свердловской области Елена Чечунова, глава ГО Староуткинск Сергей Кузовков, руководитель фонда «Строганофф» Станислав Могила.
Специальным гостем выставки стал почетный гость из Москвы, легендарная личность, генерал-полковник службы внешней разведки Виталий Маргелов, сын прославленного советского военачальника Василия Маргелова, командующего ВДВ.
В биографии Виталия Маргелова есть такой факт — в свое время он вручал погоны полковника ВР будущему президенту РФ Владимиру Путину.
Виталий Маргелов не только торжественно открыл выставку пленэра, но и ознакомился с патриотической тематикой деятельности фонда «Строганофф». Также активисты фонда подписали с легендарным военным соглашение о сотрудничестве в плане создания в Билимбае культурно-исторического центра.
Все работы дышат теплом и солнцем — ими так изобиловало прошедшее лето. А еще картины полны умиротворения, неторопливости и незыблемости уральской глубинки: здесь деревянные домики с неизменными лавочками рядышком, поленницы дров и куры, пыльные проселочные дороги и Чусовая, несущая свои воды через три федеральных округа России, соединяя Европу и Азию.
Основная часть людей, присутствовавших на открытии выставки — журналисты, официальные лица и творческие активисты города. Все прочие почему-то крайне редко захаживают на подобные мероприятия. И совершенно напрасно. Ведь, как правило, только во время открытия выставок у посетителей есть возможность пообщаться с авторами работ, с организаторами.
Самое сложное: небо и вода
Так, 4 ноября абсолютно был открыт общению постоянный участник фестиваля «Арт-Чусовая» художник Валентин Ефремов.
Валентин Ефремов — свердловчанин, архитектор по образованию. Живопись — его хобби, которым он увлекается уже 55 лет. За это время ему удалось объехать практически всю территорию бывшего Советского Союза.
— Как художнику мне очень нравится работать в Карелии, — делится впечатлениями Валентин Ефремов, — в Средней Азии очень интересно работать — там своеобразная архитектура.
Художник принимал участие в «Арт-Чусовой» с момента его основания. По словам художника, в этом году погода не очень благоволила живописцам — было слишком солнечно.
— Солнце не умеет писать никто. Работы получаются очень контрастными, с черными тенями. Писать картины лучше при среднем освещении. Когда день серенький, можно тщательно прорабатывать детали.
Несмотря на то, что писать приходилось при ярком солнце, работы Валентина не получились не черными, а очень светлыми и теплыми. На всех трех картинах, отобранных организаторами выставки для экспонирования в ИКЦ, вода.
— Художники очень любят писать водичку, — говорит Валентин Ефремов, — хотя небо и воду трудно написать. Дом нарисовать не трудно, траву можно накорябать. А чтобы вода лежала, и небо не стояло, чтобы облака не казались камнями — это сложно.
Танк на подносе
Также на нулевом этаже обосновалась персональная выставка нижнетагильского автора Леонида Южакова «Храмы нашей памяти».
Около десятка скульптур из красной глины и шамота (разновидность глины), выполненных в собственном оригинальном стиле. Здесь скит на обрыве, храм легендарного Китежа, церковь в Верхотурье, Входо-Иерусалимский собор.
Впечатление работы производят очень интересное: монументальность, свойственная культовым сооружениям, благодаря скульптору становится ближе, понятнее и теплее.
Третья выставка — «Наследие», посвященная 270-летию тагильского подносного промысла, разместилась на 6 этаже Инновационного культурного центра.
Порядка 30 подносов разных размеров и форм развешаны по стенам коридора ИКЦ. На них традиционные цветы, фрукты, ягоды, а также сюжеты, которые не ожидаешь увидеть на традиционных тагильских подносах — танк от «Уралвагонзавода» и качающие на качелях дети.
Как пояснила Вера Полева, член Союза художников России, мастер росписи подносов, эта тематика полностью соответствует традициям нижнетагильского подносного промысла.
— Подносы-картины — это многослойная живопись. Их и пишут, как обычные картины.
А танк на подносе — очевидно веяние времени и своеобразная реклама продукции «Уралвагонзавода», как шутили первые посетители выставки.
Тагильские подносы — удовольствие не дешевое. Поднос около 50 см в длину обойдется в 5 – 6 тысяч. Но мастера считают, что это более, чем приемлемая цена. Поскольку расписывание подносов — работа творческая, подчас требующая очень большого времени и массы усилий.
— Это недорого, мы не завышаем цены. Подносы — не хлеб. Помногу покупать их не будут, — говорит Вера Полева.
Разбудить горожан
Владислав Жаков-Цепернят, руководитель творческого объединения «Арт-Сфера»:
— Первоуральцы говорят, что здание ИКЦ похоже на шайбу. Мне кажется, что оно больше напоминает будильник. Будильник, который должен самих горожан и всех, кто проезжает сюда, побуждать к созидательным моментам.