Коли пришел, стало быть, разделяешь

Как журналист Ольга Варганова ходила на праймериз в Париже.

Ольга Варганова, журналист:

— Находясь во Франции, тоже решила в воскресенье отправиться на выборы, за компанию, конечно. Правда, то были не выборы (президентские выборы во Франции в апреле 2017), а всего лишь первый тур первого всенародного праймериз (до этого был только внутрипартийный) правоцентристских республиканцев. Просто французские «правые» или «La droite» дружным косяком (аж семеро сразу), как лосось на нерест, двинулись на выборы Президента. Как я поняла, в партии очень непростые отношения между лидерами Саркози, Жюппе и Фийоном. Видимо, не надеясь договориться по единой консолидированной кандидатуре на апрельских выборах, партийные «тяжеловесы» прибегнули к Соломонову решению, избрав в качестве царя Соломона граждан Пятой республики.
Любопытно было посмотреть, как это все проходит НЕ У НАС. Мои друзья голосовали в муниципальной школе — ближайшая школа в нашем квартале primaire или начальная (во Франции, как известно, три ступени школьного образования). Мы явились на избирательный участок (здесь говорят, «бюро») ровно в полдень.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой
Фото предоставлено Ольгой Варгановой

За получением бюллетеней уже выстроилась 15-минутная очередь, преобладающий электорат — этнические французы. Ни одного «нуар» (так здесь называют «афрофранцузов») в этой очереди я не обнаружила. Возраст, как и у нас, прилично за 50 и старше. Кроме паспорта, граждане Пятой республики должны предъявить электоральную карту с французским триколором и сакраментальным « LIBERTÉ, ÉGALITÉ, FRATERNITÉ» (национальный девиз Пятой республики), где члены избирательной комиссии ставят штампик.

Многокилометровых избирательных «простыней», в которые можно обернуться ни по разу, здесь не выдают, всего лишь семь карточек (по числу кандидатов) размером с открытку и скромный конвертик из коричневой оберточной бумаги. Карточку с нужной фамилией сворачиваешь вдвое и вкладываешь в конвертик, затем опускаешь его в прозрачную урну в присутствии тетеньки из комиссии. Можно, конечно, и без тетеньки, но тетенька нажимает на металлический рычажок, щель урны приоткрывается, и конвертик летит на дно к остальным законвертированным электоральным волеизъявлениям.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой
Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Перед волеизъявлением нужно было уплатить два евро — символическая плата за участие в организации праймериз — и запечатлеть свой автограф в хартии, что разделяешь «ценности республиканских правых и центристов» (коли пришел — стало быть, разделяешь). Хотя мои парижские друзья отправились на праймериз «La droite» с единственной целью — не допустить второго пришествия в Елисейский Дворец бешеного Саркози, или Сарко, как его здесь называют. А далее их мнения разделились: кто голосовал за Фийона, кто заворачивал в конвертик Жюппе. Кто-то из этих двоих (с большой вероятностью, Фийон) в апреле 17-го сойдется в решительной схватке с мадам «нази» Марин Ле Пен (лидер партии «Национальный фронт»).
Накануне праймериз семерка «droite » заполонила все каналы французского телевидения. Кроме тройки лидеров, заметно активничали еще двое. Самый молодой из кандидатов (46 лет) и самый высокий Бруно Ле Мэр, подававшийся телевизионщиками на блюде под соусом «восходящая звезда партии». Особенно впечатляюще смотрятся вместе Бруно Ле Мэр и крошка Саркози на каблуках. Еще запомнилась тетенька с горящим взором, профилем Мадлен Олбрайт и «украинским следом» в своей двойной фамилии — Натали Косцюшко-Моризет.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой
Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Я бы, конечно, предпочла «высокого блондина» (не знаю, в какого цвета ботинке), но с голубыми глазами. Но, к сожалению, «восходящая звезда» республиканцев набрала всего 3% голосов. Но я не гражданин (-ка) Пятой республики. А французы предпочли видеть во втором туре праймериз Фийона и Жюппе. Кто из них поборется за Елисейский Дворец —ринципиально важно для России. Потому что Фийон выступает за снятие санкций с России, признания «Крымнаш» российской территорией и одобряет действия ВВП в Сирии. Жюппе, наоборот, дал понять, что никогда не признает аннексию Крыма, призывает к полному выполнению Минских соглашений, считает, что Башар Асад должен исчезнуть с политической и всех прочих арен,и называет бомбардировки Алеппо «военным преступлением».
В ближайшее воскресенье мои друзья идут на второй тур праймериз. И я с ними за компанию.