Кому принадлежит этот мир

Блог журналиста Ольги Варгановой.

Скромняшка Луи

— Когда я первый раз была в Версале организованным туристом, на осмотр обширного дворцового парка нам дали ровно 15 минут, а после, как поется, «автобус тронется — перрон останется». Организаторов тура при этом как-то не волновало, что мы оплатили полнометражную экскурсию.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

За свои честно заработанные и проконвертированные рублики мы потоптались на верхней террасе, одним глазом обозревая дворцовые окрестности, другим следя за телодвижениями водителя нашего автобуса. Из того, что успела тогда увидеть, сложилось мнение, что Луи XIV, несмотря на титул «солнцеликого», по сравнению с русскими царями, был скромнягой.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

В этот раз во времени меня никто не ограничивал, поэтому решила прогуляться по всем верхним и нижним террасам, заглянуть в самые потаённые, скрытые от вездесущего туристического глаза, парковые уголки. Но мнения своего о Луи XIV не изменила: не король, а скромняшка.
При этом в парке есть все: широкие променады, тенистые аллеи с белеющими скульптурами всех богов греко-римского пантеона, уютные садики, охотничьи домики, покрытые мхом столетий, фонтаны и фонтанчики (между прочим, все функционирующие), катание на лодках по Гранд-каналу, утки, гуси и прочая пернатая живность, до неприличия раскормленная туристами.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой
Фото предоставлено Ольгой Варгановой
Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Если прибавить к этому слышную даже в отдаленных закутках парка классическую музыку и погоду, весь день шептавшую на ухо самые ласковые слова… Короче, прогулка по окрестностям Гранд-Шато де Версаль в этот раз удалась на 5 баллов.

Где дух?

Кстати, что-то не стало слышно вокруг русской речи, а раньше, в приснопамятные времена офигенных цен на углеводороды, только она и звучала. Все меньше пахнет русским духом в европейских столицах. Сегодня его здесь окончательно вытеснили «chinois» — шинуа — так французы называют китайцев, которые, как «новые русские» в 90-е и нулевые, не считают «честно заработанных» денег (хотя китайцы, может, и честно их заработали) и скупают все на корню. Сама наблюдала, как в Галери Лафайет — самый известный универмаг Парижа на бульваре Осман и мекка всех шопоголиков мира — богатенькие китайские «кошельки» сметали для своих капризных барышень все последние новинки от Прадо, Жан-Поль Готье, Шанель, Армани, Диор, Гальяно, Труссарди и прочих ведущих брендов столицы моды. Я так понимаю, что им не нравится носить то, что производят на китайских предприятиях. Пусть это русские носят. Кстати, в Галери Лафайет не только покупатели, но и продавцы китайские. Оно ж и понятно: своим своих завсегда лучше понять. А также обменники, туалеты — целое крыло главной парижской витрины моды — отведено китайцам. И все надписи — на китайском. Тут поневоле начинаешь понимать: кому этот мир уже принадлежит. Или в скором времени будет принадлежать. Какой уж тут русский дух?