В Ревде обвиняемого в убийстве жителя Первоуральска судят присяжные

На скамье подсудимых — 56-летний мужчина. По версии следствия, он убил своего друга на рыбалке

Первый в истории Ревды судебный процесс с участием присяжных заседателей заканчивается прямо сейчас в городском суде. Сегодня, 29 марта, шесть присяжных из Ревды должны решить, виновен ли житель Первоуральска Александр Яренских в убийстве своего друга детства Василия Зубакина на рыбалке и угоне его машины.

sud-2
Место присяжных в зале Ревдинского городского суда. Снято с места подсудимого за решеткой — так видит присяжных подсудимый. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Задача крайне сложная: преступление (если таковое вообще было) совершено, как говорят криминалисты, «в условиях неочевидности» — то есть никто не видел, как все произошло. Погибший и обвиняемый были вдвоем в лесу на берегу Новомариинского водохранилища. Яренских вину не признает. По его ходатайству дело рассматривает суд присяжных — с 1 июня 2018 года эта форма уголовного судопроизводства введена в районных и городских судах. Присяжным подсудны убийство и причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом.

Что произошло?

Утром 21 августа 2017 года 56-летний Василий Зубакин и 54-летний Александр Яренских из Первоуральска поехали на рыбалку в район Ледянки. В Первоуральск вечером вернулся только Яренских — на машине Зубакина. С рассеченной бровью и помятым лицом. Впоследствии он объяснил, что Зубакин ударил его, Яренских «отключился», а когда пришел в себя, приятеля не было. Яренских, по его словам на суде, собрал вещи и уехал, потому что был зол и обижен на Зубакина, начавшего драку.

Той же ночью родные Зубакина вместе с Яренских прочесали лес в периметре стоянки рыбаков, но Зубакин как в воду канул. На стоянке осталось большое бурое пятно на грунте — по виду кровь. Позже такие же бурые пятна и потеки обнаружились на траве, одежде, посуде, складном кресле, на обивке машины… Молекулярно-генетическая экспертиза установила — кровь принадлежит пропавшему Зубакину.

28 августа Следственный отдел по Ревде областного Следственного комитета возбудил уголовное дело по факту убийства (по месту совершения преступления). Полицейские и волонтеры в течение полутора недель продолжали искать пропавшего — безрезультатно.

В июне 2018 года в районе ЛЭП нашли человеческий череп, а потом, в ходе уже целенаправленных поисков, — другие кости, разбросанные по земле, и кольцо из желтого металла… Останки идентифицированы — с точностью 99 процентов это Василий Зубакин. Причину смерти установить невозможно — из-за отсутствия мягких тканей.

Александру Яренских предъявили обвинение в убийстве и неправомерном завладении автомобилем потерпевшего.

По версии следствия, смерть Зубакина наступила от раны в шею, нанесенной ему в ходе драки обвиняемым.

Предварительное слушание состоялось 22 февраля. Присяжными выбраны восемь женщин разного возраста (присяжным может стать любой гражданин России от 25 до 64 лет включительно, ранее не судимый и дееспособный).


В городских судах участвуют шесть присяжных заседателей, плюс два запасных. Запасные также должны присутствовать на заседаниях, на случай, если придется заменить выбывшего.


Прошло уже четыре заседания: стороны допросили свидетелей, подсудимого, исследовали доказательства по делу. Присяжных, как и судью, приветствуют стоя: они тоже судьи, только не профессиональные. В начале каждого заседания, следуя регламенту, судья Оксана Кориновская спрашивает народных коллег, пытался ли кто-либо из участников процесса, свидетелей во время перерыва заговорить с ними, выяснить их мнение о рассматриваемом уголовном деле, оказать на них влияние и, наоборот, пытался ли кто-нибудь из присяжных заседателей уточнить обстоятельства, поговорить с кем-то из участников процесса, навести справки по делу и так далее.

— Нет, — вставая, каждый раз решительно отвечала старшина заседателей.

Государственные обвинители (в этом процессе, очевидно, ввиду большого объема дела, их два) и защитники, выступая, адресовались исключительно к присяжным. Зачитывали фрагменты из материалов, показывали им фотографии из многочисленных томов, вещдоки из опечатанной коробки. Подсудимый, давая показания, также смотрел на присяжных, сидящих прямо перед ним.


Присяжные исследуют только те факты, которые напрямую относятся к делу, и не могут задавать вопросы, касающиеся личности подсудимого или достоверности доказательств.


Порядок производства по уголовным делам, рассматриваемых судом с участием присяжных заседателей, детально прописан в главе 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ, но его еще надо «обкатать», и происходящее — вновь даже для опытного судьи, прокуроров и юристов.

— Мы же не в тайге находились, город рядом, я не думал, что ему угрожает опасность, — ответил подсудимый на вопрос представителя потерпевших, почему он бросил друга детства. — Он меня разозлил, хотя я был уверен, что он вскоре придет ко мне виниться.

Присяжные во время многочасового процесса казались максимально сосредоточенными. Им предстоит взвесить доказательства с обеих сторон, обдумать и оценить все увиденное и услышанное в зале суда. Ведь от их решения зависит судьба человека.

Сегодня, 29 марта, после прений сторон, где защита и обвинение выскажут свою позицию, и последнего слова подсудимого коллегия удалится для вынесения вердикта. Если они скажут (единодушно, большинством или равным числом голосов): невиновен, подсудимый будет оправдан.

Еще по теме

Не читаете «ВКонтакте» и «Одноклассники»? Тогда присоединяйтесь к «Городским вестям» в Facebook. Читайте нас там, где вам удобно!