Федеральный закон гарантирует, что многодетные семьи получают скидку на оплату коммунальных услуг в размере 30%. Чтобы воспользоваться положенной помощью от государства, нужно оформить статус многодетной семьи (через местную соцзащиту, в МФЦ или подать заявление дистанционно на портале Госуслуг) и собрать необходимые документы. Выполнить последний пункт в Первоуральске, как оказалось, не так просто. Почитайте историю мамы троих детей Светланы Колесниковой.
— Став многодетной матерью в октябре, от шока я отошла только в январе. И решила посмотреть, чем государство балует счастливых родительниц трех и более детей. И вы знаете — балует. Например, 30-процентной компенсацией ЖКУ (жилищно-коммунальных услуг) при оплате ежемесячных счетов.
Итак, проснувшись ранним утром 30 января, я отчетливо поняла, что хочу заварное пирожное, поплавать с китами и полагающуюся льготу за коммуналку. Если с китами и пирожным все более-менее ясно, то со льготой пришлось попотеть.
Для начала уточнила список документов и место, куда их, собственно, надо нести.
Расчетно-кассовый центр Первоуральска (далее — РКЦ) по телефонам, найденным в интернете, отвечать не торопился. Пришлось искать другие номера — рядом с которыми сидят живые люди. Я нашла-таки и даже дозвонилась со второго раза.
Очень приятный женский голос (это единственное, что будет приятного в этой истории), нежно сообщил, что нужно собрать свидетельство о праве собственности на квартиру, копии оплаченных квитанций, удостоверение многодетной матери, паспорт, свидетельства о рождении детей и отнести все это добро в МФЦ.
— УРА, — вырвалось у меня. — И всё?
— И всё, — ответила фея на том конце провода и отключилась.
Слегка в эйфорическом состоянии, я полезла на сайт МФЦ, где столкнулась с суровой реальностью — ближайшие талоны были лишь на 15 февраля.
Забронировала. Дождалась. Сдала документы. И благополучно забыла о содеянном до 10 марта. А 10 марта — это день боли и печали: оплата счетов. Расставшись с 12 000 рублей, вытерев слезы и высморкавшись, я вспомнила: компенсация!
Какова ее судьба?
Фортуна была благосклонна на старте — дозвонилась в отдел компенсаций я сразу. С нее и так хватит — видимо, подумала фортуна и повернулась ко мне задним фасадом.
В коротком разговоре с сотрудником РКЦ выяснилось — согласно их базам данных, прописана в своей квартире я одна.
— Как же так?
— А вот так. Мы отправили запрос в УФМС, нам нужно выяснить, где прописаны ваши дети.
— Дак зачем выяснять? У меня есть справки с красной печатью из УФМС, подтверждающие прописку (к слову, все это дело было оформлено еще в октябре). Я могу привезти или выслать на электронку.
— Можете-то вы можете, да только вряд ли паспортисты будут с ними работать.
— Почему?
— Ну, потому что они не уверены в их достоверности.
— Допустим. А когда был сделан запрос в УФМС? По идее же пять рабочих дней на ответ?
— Да что вы! Месяц! А то и полтора…
От неожиданности я потеряла дар речи. Как (Карл, Наташа и все ее коты), как документ может идти месяц, а то и полтора из ведомства в ведомство, расстояние между которыми полтора километра?
Ответ на этот вопрос я решила получить в УФМС. Сотрудники сообщили, что «месяц, а то и полтора» — это какой-то бред, и все делается гораздо быстрее. Потому что электронный документооборот. А вот в РКЦ сообщили обратную информацию — никакого электронного документооборота нет, и все письма приходят в конвертах, потому что там персональные данные.
Вот такие дела, друзья.
А теперь обратимся к закону. С плохими юристами мы не дружим, а хорошие говорят вот что:
— Сроки обмена информацией между госорганами по данному вопросу определены региональным законодательством.
С момента подачи заявления у РКЦ есть два рабочих дня, в течение которых он запрашивает необходимую для принятия решения информацию в органах и организациях различных форм собственности, обладающих данной информацией, в том числе в электронной форме.
В свою очередь органы и организации, обладающие информацией, рассматривают запросы РКЦ и направляют ответ в срок, не превышающий 14 рабочих дней, а в случае обмена информацией в электронной форме — не позднее пяти рабочих дней со дня их поступления в органы и организации.
Это прямо регламентировано пунктом 8 «Порядка назначения и выплаты компенсации расходов на оплату коммунальных услуг многодетным семьям Свердловской области», утвержденного постановлением Правительство Свердловской области № 306-ПП от 14 марта 2013 года.
Помимо закона есть здравый смысл. Обратимся к нему тоже.
Наверное, все описанные выше события могли бы и не быть описаны, если бы люди хотели делать свою работу хорошо, а Ольга Владимировна (пусть просто считает это приветом с программы «Поле чудес») всегда была бы в хорошем настроении.
Если бы кто-то неравнодушный взял и сказал: ребят, так нельзя. В этом году счета особенно большие, и 30-процентная компенсация — это два похода в продуктовый магазин. Ребят, давайте наладим работу, потому что разные базы данных УФМС и РКЦ — это только наши проблемы, и ничьи больше. Ребят, давайте хотя бы по телефону предупреждать, что надо нести с собой справки из УФМС, когда вы подаете документы через МФЦ. Это же несложно, правда?
Когда мне говорят про гнилую систему, я всегда спорю: любую систему делают люди, которые в ней работают. И я знаю действительно классных сотрудников, которые помогают людям решать их вопросы легко и быстро, минуя подводные камни. А знаю и неклассных.
Поэтому я очень надеюсь на то, что паспортисты РКЦ и сотрудники УФМС найдут способ плодотворного сотрудничества и таких проблем больше ни у кого не будет. Потому что трое детей, друзья, — это большой дефицит свободного времени, и тратить его на бесполезные звонки/поездки ох как не хочется.