Вступил в силу закон, по которому за навязывание дополнительных товаров и услуг будут штрафовать

Как он будет работать, объясняет первоуральский юрист Ксения Лумпова.

Федеральный закон от 19.10.2023 №505-ФЗ «О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» вступил в силу 30 октября.

Согласно документу, навязывание дополнительных услуг и товаров повлечет наложение административного штрафа: на должностных лиц – от двух до четырех тысяч рублей, на юридических лиц – от двадцати до сорока тысяч рублей.

Подробнее о том, что это за закон и как он будет работать, рассказывает наш эксперт – юрист Ксения Лумпова:

— Каждый второй заёмщик сталкивался с ситуацией, когда при получении кредита банк навязывает страховку, СМС-информирование и другие дополнительные, ненужные клиенту услуги, но без которых кредит не получить вовсе. Невозможность купить машину в автосалоне без обязательного приобретения спецобслуживания, памятки «Как себя вести в случае ДТП», ковриков и магнитолы.

Недопустимость навязывания дополнительных платных услуг содержалась в законе и до принятия нововведений, но отсутствовало наказание за такое недобросовестное поведение продавца.

В 2021 году государство предприняло попытку защитить граждан от таких излишних услуг: для защиты заемщиков Законом «О потребительском кредите (займе)» был введён «период охлаждения»: две недели, в течение которых заемщик вправе отказаться от дополнительной финансовой услуги, с которой он согласился в целях получить кредит. Банки оперативно нашли новые обходные пути подключения дополнительных услуг, и стало очевидным, что за навязывание дополнительных услуг нужно ввести меру ответственности. Так, с осени 2023 года за навязывание дополнительных услуг введено административное наказание с наложением штрафных санкций.

Такие штрафы станут средством защиты прав и интересов потребителей и должны сдерживать поставщиков, продавцов от незаконного или недобросовестного поведения, простимулируют компании к соблюдению принципов прозрачности и честности в своей деятельности.

Но мало закон принять, необходимо его правильно применять. А с этим могут возникнуть проблемы, одной из которых является неоднозначность формулировок в законе.

В частности, отсутствие в нем четкой формулировки, что именно является «навязыванием дополнительных услуг», может стать причиной вольного толкования этого понятия и повлечь неосновательное привлечение к ответственности либо стать полем для потребительского экстремизма.

Закон должен защищать права потребителя, но и, что немаловажно, не нарушать прав продавца. Конечно, потребуется время «обкатать» этот закон, и, вероятнее всего, потребуется внесение дополнений в части расшифровки некоторых формулировок, для исключения двойного толкования.

Законом устанавливается ответственность за навязывание потребителю дополнительных товаров, работ и услуг за отдельную плату. Также согласно закону недопустимо отказывать клиенту или покупателю в основной услуге, если не будет оплачена дополнительная. Что это означает «в переводе с юридического на человеческий язык»: если вы на витрине увидели смартфон с описанием его комплектации и ценой 40 тыс.руб., но на кассе почему-то цена смартфона стала 46 тыс.руб., потому что нужно обязательно в комплекте приобрести чехол или батарею, — это навязывание платных дополнительных услуг и повод для штрафа.

Некоторые юристы уже сейчас трактуют закон так: «Например, если человек покупает в автосалоне автомобиль, а менеджер настойчиво предлагает его застраховать — это будет считаться административным нарушением».

Это не так. Административным правонарушением будет являться случай, если без оформления дополнительной и вам ненужной страховки вам отказывают в продаже автомобиля.

Для привлечения продавца к ответственности покупателю следует обратиться в территориальный орган Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Роспотребнадзор).

Фото на превью // unecon.ru.