Руководитель СТК ответил на открытое письмо общественников Первоуральска

Исполнительный директор СТК Сергей Ефимов

В конце минувшей недели руководители общественных движений города Дмитрий Логиновских и Михаил Рогожников обратились к депутатам с предложениями инициировать пересмотр нормативов потребления тепла для домов, не оснащенных общедомовыми приборами учета  и публичную проверку обоснованности тарифов СТК.

Сегодня на открытое письмо ответил исполнительный директор СТК Сергей Ефимов:

— Давайте вообще об основах тарифной политики. В последнее время с разных трибун в Первоуральске вынужден говорить вещи, абсолютно понятные тем, кто этим занимается — тарифы у нас устанавливает государство. Специальный уполномоченный орган по установлению тарифов — это энергетическая комиссия Свердловской области. Соответственно, все выходит в соответствующем постановлении.

По тарифам этого года. Тарифы 2010 и 2009 года существенно отличаются, потому что между этими годами мы прошли очень не простой момент ликвидации перекрестного субсидирования. Что происходило до 2009 года? Тепловая энергия, отпускаемая на нужды жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы, дотировалось более высокими тарифами промышленных предприятий. Это называется перекрестное субсидирование. За население платила промышленность. Эта государственная политика была ликвидирована — с 1 января 2010 года все должны платить по экономически обоснованным тарифам. Фактически что произошло? Достаточно серьезный рост для населения и не рост тарифов для промышленных предприятий. Понятно, что сейчас об этом никто не говорит, но говорить об этом надо. 2010 год с этой точки зрения был очень тяжелый.

Внутри того тарифа, который сложился на 2010 год. Тариф СТК, который предъявляется потребителям, составляет 895 рублей за Гкал с НДС. Это данные открытые. В процентном соотношении как раскладывается тариф? Основная составляющая — это покупка ТЭР. Это не только покупка от первоуральской ТЭЦ, у нас есть еще котельные — это покупка газа, электроэнергии, воды — все, что необходимо для функционирования нормальной теплосистемы. Так вот в 895 рублях, 595 рублей — это покупка ТЭР. То есть процентов 70. То, что в данной статье называется «основными расходами арендными платежами», в структуре тарифа составляет всего 4%. Тут тоже некий дьявол в деталях. Аренда сама составляет 25 млн рублей, но когда на эту аренду накручиваются налоговые платежи — НДС и налог на прибыль — это еще 10 млн.

22% в этом тарифе составляют наши собственные расходы — это наша зарплата, ремонты, все, что связано с ремонтом сетей. Это непосредственно те затраты, которые несет СТК. Прибыль — 7%. И это не то, что мы получаем в виде живых денег. Это те порядка 50 млн невозвратных рублей, которые мы получили в наследство от «умершего» муниципального ПУТСа. Это та экономическая неизбежность, которая, к сожалению, будет продолжаться. Чем больше неплательщиков, чехарды с неплатежами, с умирающими различными предприятиями — неважно какой формы собственности — все это вынуждено будет внестись в тариф. Логика проста.

Интересный пассаж о тепле — «отходах производства». На самом деле, никаких отходов не бывает. Производство тепла — это те же самые затраты на топливо, зарлпату персонала… Но можно разложить 595 рублей. Скажу сразу, чтобы не ловили на мелочах — эта цифра не сойдется с тарифом, утвержденным для первоуральской ТЭЦ, так как там утвержден тариф 453 рубля с НДС. Но кроме полезного отпуска, который доходит до жителей, существуют потери, которые мы тоже покупаем и они входят составной частью в конечный тариф. 41 % в одной Гкал покупных ресурсов — это газ. Я не считаю газ народным достоянием, считаю, что его нужно покупать и за него платить. 18 % — это затраты на электроэнергию, которую тоже необходимо покупать и 11 % — это вода и стоки. Остальные 30% — это затраты электростанции: амортизация, ремонты, зарплата с отчислениями и налоги. Это те составляющие, которые необходимы для обеспечения комфорта в городской среде. Особой математики здесь нет. На самом деле авторы этого письма, пытаясь затуманить всем мозги, обвиняют не господина Ефимова, что он там что-то прикарманивает. Это камень, брошенный в сторону областного правительства и РЭК.

Мэр Федоров последнее время часто озвучивает идею расторгнуть договор с нашей компанией раньше времени. Я очень спокойно к этому отношусь. Надо объяснить горожанам — расторжение договора с СТК, по сути, ни к чему хорошему не приведет. Что будет? Было у нас замечательное МУП ПУТС, которое «умерло» со страшными долгами. Это вот, пожалуйста, хозяйствование муниципалитета. Кроме замечательного ПУТСа, которое уже находится на помойке истории, конкурсное производство сейчас ведется в отношении еще таких муниципальных предприятий, как «ПАТП», «ПервоуральскРемСервис», «ЖЭТ — 3». Кроме как политическим бредом нельзя назвать утверждения, что муниципальное лучше, а частное плохо. Конечно, есть и частные структуры, которые точно также тонут. Поэтому организационно-правовая форма не имеет значения. Имеет значение только способ хозяйствования: отношение к делу и уровень профессионализма.

Допустим, Федоров добьется, что будет сменен оператор тепловых сетей. Тогда город получит опять некую компанию, управляющую тепловыми сетями, которая будет вынуждена покупать тепловую энергию — нет народного достояния! — у первоуральской ТЭЦ по установленной РЭК тарифам. Если эта компания не будет расплачиваться с ТЭЦ, получится ровно то же самое, что и с МУП ПУТС. Вопрос политики необходимо убрать. Это вопрос чистой экономики. Теплоснабжение — это кропотливая работа, тяжелая.

Первоуральск на самом деле — город, обделенный в силу разных причин. В России два года уже действует серьезная программа развития ЖКХ в рамках 185 закона. Многие города Свердловской области получили очень серьезные деньги на реализацию этой программы. К сожалению, Первоуральск после капремонтов 2009 года выглядит не лучшим образом. Это факт. В рамках программы можно было отремонтировать внутридомовые сети. Понятно не 100%, но начинать решать эту проблему можно было с этим механизмом. К сожалению, в Первоуральске этого не произошло. И при наличии такой власти, которая есть, и таких управляющих компаний, даже если будет продолжение финансирования по 185 закону, Первоуральск этих денег не получит. И мне обидно, потому что я понимаю, что это реальный инструмент, который позволяет наводить порядок. А в Первоуральске пока этого не будет.